Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергиевская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии
Под елкой

Евсеева Валентина Владимировна

    Самоанализ работы учителя русского языка и литературы МОУ Сергиевской средней школы Евсеевой Валентины Владимировны

    Я, Евсеева В.В., после окончания филологического факультета Орловского государственного педагогического института в 1982 году приступила к работе учителя русского языка и литературы в Сергиевской средней школе, в которой работаю по сей день.
    Первый год работы в школе был очень сложным, но в то же время и интересным. Сложным потому, что знания были, а навыков работы не было. Поэтому в первый год работы приходилось учиться учить ребят: не только давать им знания по своему предмету, но и развивать интерес к русскому языку и литературе, потому что не должно быть людей, равнодушных к своему родному языку и достоянию русской литературы.
    И, конечно, было бы значительно труднее, если бы не было помощи и поддержки учителей опытных, работающих в школе уже давно.
    Сейчас, оценивая свою почти 30-летнюю работу в школе, я могу подвести какой-то итог своей деятельности, выделить то, что удаётся на уроках и что даёт ощутимые результаты.
    Когда я пришла работать в школу, то такие формы работы, как семинар и зачёт не использовались в практике. А так как я преподавала литературу в старших классах и в памяти ещё остались семинарские занятия, проходившие в институте, то решила использовать эту форму работы и у себя на уроках.
    Учащимся понравилась эта форма деятельности, и я видела результат работы всего класса, что не всегда удаётся на обычном уроке. Что привлекло меня в семинаре? Дело в том, что я сама училась в школе, где требовалось знание материала учебника, и если пыталась высказать своё личное мнение, не согласное с мнением авторов учебника, то это не принималось. И поэтому, наверное, ребята привыкли к тому, что то, что написано в учебнике литературы о том или ином произведении или герое — единственно правильное мнение. А это отучает ребят мыслить. Поэтому семинарские занятия, где мне нужны не знания материала учебника, а только личные мнения учащихся по вопросам, выносимым в план семинара, показывают, что ребята умеют читать и вдумываться в прочитанное, имеют своё мнение и не боятся его высказывать; что учащиеся умеют спорить, если не согласны с чьим-то мнением. А главное, дети чувствуют себя уверенно, потому что видят, что их мнение интересно другим, к ним прислушиваются. Поэтому в работе со старшеклассниками я использую эту форму работы при обобщении изученного материала.
    Урок-зачёт я также начала проводить в старших классах на уроках литературы, а сейчас использую и на уроках русского языка. Это очень эффективная форма работы, т.к. во время урока-зачёта учащиеся ещё раз повторяют и закрепляют пройденное. Учитель проверяет знания каждого ученика. Урок-зачёт по литературе я провожу по карточкам, в которую включены обычно 3 вопроса: 1 вопрос — знание биографии писателя; 2 вопрос — краткий анализ произведения и характеристика героев; 3 вопрос — цитаты из текста произведения и задание: кому принадлежат эти слова, кто произнёс их и при каких обстоятельствах, о ком идёт речь, т.е. тест по тексту произведения. Эта работа помогает проверить не только знание теоретического материала, но и знание текста произведения. Ребята мало читают, часто приходят на урок, не прочитав произведения, а прослушав краткое содержание от тех, кто прочитал. А теперь они уверены, что не зная текста, они не ответят на последний вопрос карточки и значит, не сдадут зачёт, и это их дисциплинирует. А во-вторых, это заставляет ребят быть внимательными при чтении к каждому слову, каждому выражению. Эта форма работы прочно вошла в мою практику. После каждой изученной темы проходит урок-зачёт. Такие уроки — помощники при подготовке учащихся к сдаче экзамена по предмету.
    Уроки литературы должны не только давать знания учащимся, нести какую-то информацию, но и воздействовать на чувства ребят, помогать разобраться в творчестве поэтов и писателей. Часто на таких уроках звучат не только стихи, но и песни, потому что бывает много поклонников творчества В.Высоцкого, В.Цоя, И.Талькова, Б.Окуджавы. Тогда и звучит гитара, и льётся песня. Таковы уроки литературы. Конечно, есть и удачные, бывают и неудачные, которые не приносят удовлетворения самой, но учитель учится всю жизнь, и поэтому у него есть возможность совершенствовать то, что мало удаётся.
    Учащимся нравятся уроки, на которых им интересно. А интересно тогда, когда они играют. Я часто использую на уроках русского языка игры, эстафеты. Так, например, при изучении темы «Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» в 5-м классе при закреплении темы провожу эстафету.
    Эта работа и интересна ребятам, и эффективна, т. к. при проверке я вижу, как ребята усвоили тему.
    При проверке словарных диктантов и других видов работ использую «сигнальные» карточки. Ребята с удовольствием работают с ними на уроке, да и мне позволяют проверить выполненное задание сразу у всего класса.
    Есть в моей работе и «недоработки», в большей степени это безграмотность учащихся. Хотя веду дополнительную работу с учащимися, даю дополнительное списывание готового текста, т. е. вырабатываем зрительную память, но это пока не приносит ощутимых результатов. Основная причина безграмотности в том, что дети очень мало читают, а в этом вина не сколько учителя, а всей общественной жизни и технического прогресса.
    По прошествии 27 лет, отданных школе, могу всё же с удовлетворением сказать, что жизнь прожита не зря. А судить об этом могу по успехам моих учеников. Многие из них неоднократно являлись победителями районных олимпиад. Многие получили и получают высшее образование, получая уже в стенах высших учебных заведений слова похвалы за хорошее знание русского языка и литературы. Две мои ученицы выбрали нелёгкую стезю учителя-филолога (одна из них Говорова Вера Алексеевна — учитель русского языка и литературы Козьминской средней школы).
    Я с уверенностью, могу сказать, что путь, выбранный 27 лет назад, был единственно правильным, за что я благодарна своим бывшим учителям Такмаковой Л.П., Шаповаловой Р.И., Латышевой О.Г., бывшему директору школы Некрасовой Е.А. и, конечно же, Богу.
    Более полную информацию о работе Евсеевой Валентины Владимировны Вы можете скачать здесь: