Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергиевская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии
Выпускники 2011 года
За работой

Евсеева Валентина Владимировна

    Самоанализ работы учителя русского языка и литературы МОУ Сергиевской средней школы Евсеевой Валентины Владимировны

    Я, Евсеева В.В., после окончания филологического факультета Орловского государственного педагогического института в 1982 году приступила к работе учителя русского языка и литературы в Сергиевской средней школе, в которой работаю по сей день.
    Первый год работы в школе был очень сложным, но в то же время и интересным. Сложным потому, что знания были, а навыков работы не было. Поэтому в первый год работы приходилось учиться учить ребят: не только давать им знания по своему предмету, но и развивать интерес к русскому языку и литературе, потому что не должно быть людей, равнодушных к своему родному языку и достоянию русской литературы.
    И, конечно, было бы значительно труднее, если бы не было помощи и поддержки учителей опытных, работающих в школе уже давно.
    Сейчас, оценивая свою почти 30-летнюю работу в школе, я могу подвести какой-то итог своей деятельности, выделить то, что удаётся на уроках и что даёт ощутимые результаты.
    Когда я пришла работать в школу, то такие формы работы, как семинар и зачёт не использовались в практике. А так как я преподавала литературу в старших классах и в памяти ещё остались семинарские занятия, проходившие в институте, то решила использовать эту форму работы и у себя на уроках.
    Учащимся понравилась эта форма деятельности, и я видела результат работы всего класса, что не всегда удаётся на обычном уроке. Что привлекло меня в семинаре? Дело в том, что я сама училась в школе, где требовалось знание материала учебника, и если пыталась высказать своё личное мнение, не согласное с мнением авторов учебника, то это не принималось. И поэтому, наверное, ребята привыкли к тому, что то, что написано в учебнике литературы о том или ином произведении или герое — единственно правильное мнение. А это отучает ребят мыслить. Поэтому семинарские занятия, где мне нужны не знания материала учебника, а только личные мнения учащихся по вопросам, выносимым в план семинара, показывают, что ребята умеют читать и вдумываться в прочитанное, имеют своё мнение и не боятся его высказывать; что учащиеся умеют спорить, если не согласны с чьим-то мнением. А главное, дети чувствуют себя уверенно, потому что видят, что их мнение интересно другим, к ним прислушиваются. Поэтому в работе со старшеклассниками я использую эту форму работы при обобщении изученного материала.
    Урок-зачёт я также начала проводить в старших классах на уроках литературы, а сейчас использую и на уроках русского языка. Это очень эффективная форма работы, т.к. во время урока-зачёта учащиеся ещё раз повторяют и закрепляют пройденное. Учитель проверяет знания каждого ученика. Урок-зачёт по литературе я провожу по карточкам, в которую включены обычно 3 вопроса: 1 вопрос — знание биографии писателя; 2 вопрос — краткий анализ произведения и характеристика героев; 3 вопрос — цитаты из текста произведения и задание: кому принадлежат эти слова, кто произнёс их и при каких обстоятельствах, о ком идёт речь, т.е. тест по тексту произведения. Эта работа помогает проверить не только знание теоретического материала, но и знание текста произведения. Ребята мало читают, часто приходят на урок, не прочитав произведения, а прослушав краткое содержание от тех, кто прочитал. А теперь они уверены, что не зная текста, они не ответят на последний вопрос карточки и значит, не сдадут зачёт, и это их дисциплинирует. А во-вторых, это заставляет ребят быть внимательными при чтении к каждому слову, каждому выражению. Эта форма работы прочно вошла в мою практику. После каждой изученной темы проходит урок-зачёт. Такие уроки — помощники при подготовке учащихся к сдаче экзамена по предмету.
    Уроки литературы должны не только давать знания учащимся, нести какую-то информацию, но и воздействовать на чувства ребят, помогать разобраться в творчестве поэтов и писателей. Часто на таких уроках звучат не только стихи, но и песни, потому что бывает много поклонников творчества В.Высоцкого, В.Цоя, И.Талькова, Б.Окуджавы. Тогда и звучит гитара, и льётся песня. Таковы уроки литературы. Конечно, есть и удачные, бывают и неудачные, которые не приносят удовлетворения самой, но учитель учится всю жизнь, и поэтому у него есть возможность совершенствовать то, что мало удаётся.
    Учащимся нравятся уроки, на которых им интересно. А интересно тогда, когда они играют. Я часто использую на уроках русского языка игры, эстафеты. Так, например, при изучении темы «Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» в 5-м классе при закреплении темы провожу эстафету.
    Эта работа и интересна ребятам, и эффективна, т. к. при проверке я вижу, как ребята усвоили тему.
    При проверке словарных диктантов и других видов работ использую «сигнальные» карточки. Ребята с удовольствием работают с ними на уроке, да и мне позволяют проверить выполненное задание сразу у всего класса.
    Есть в моей работе и «недоработки», в большей степени это безграмотность учащихся. Хотя веду дополнительную работу с учащимися, даю дополнительное списывание готового текста, т. е. вырабатываем зрительную память, но это пока не приносит ощутимых результатов. Основная причина безграмотности в том, что дети очень мало читают, а в этом вина не сколько учителя, а всей общественной жизни и технического прогресса.
    По прошествии 27 лет, отданных школе, могу всё же с удовлетворением сказать, что жизнь прожита не зря. А судить об этом могу по успехам моих учеников. Многие из них неоднократно являлись победителями районных олимпиад. Многие получили и получают высшее образование, получая уже в стенах высших учебных заведений слова похвалы за хорошее знание русского языка и литературы. Две мои ученицы выбрали нелёгкую стезю учителя-филолога (одна из них Говорова Вера Алексеевна — учитель русского языка и литературы Козьминской средней школы).
    Я с уверенностью, могу сказать, что путь, выбранный 27 лет назад, был единственно правильным, за что я благодарна своим бывшим учителям Такмаковой Л.П., Шаповаловой Р.И., Латышевой О.Г., бывшему директору школы Некрасовой Е.А. и, конечно же, Богу.
    Более полную информацию о работе Евсеевой Валентины Владимировны Вы можете скачать здесь:

    Новости и объявления

    Лагерь "Космос"

    Лагерь "Космос" 22.06.2018
    На базе МБОУ "Сергиевская СОШ" функционирует летний оздоровительный лагерь дневного пребывания "КОСМОС"

    Всероссийская социальная сеть работников образования

    Всероссийская социальная сеть работников образования 25.04.2018
    Главный интернет сервис регионов России и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют Всероссийскую социальную сеть работников образования

    Выборы Президента России

    Выборы Президента России 19.03.2018
    Учащиеся МБОУ «Сергиевская СОШ» приняли участие в конкурсе-фестивале рисунков (плакатов) на тему «Моя малая Родина», посвященной выборам Президента Российской Федерации